Tetraponera rufonigra.

 

На тетрапонер я обратил внимание ещё 6 лет назад, во время первой поездки в Таиланд. Очень уж необычные муравьи - скорее, бескрылые осы.

Но потом, вернувшись, найдя описание в интернете, как то охладел слегка - семьи маленькие, "тетрапонера" - однокоренное с "понерина", а у меня предубеждение какое-то тогда было против примитивных муравьёв. Думалось - уж если и заводить кого, так что-нибудь солидное, с "богатым внутренним миром", типа листорезов, феидологетонов или на худой конец экофил.
Продолжение знакомства с этими муравьями произошло этой зимой в скверике славного тайского городка Ранонга. Сидел я там на скамейке, отдыхая после очередного марш-броска по окрестностям.

Парк с горячими источниками, Ранонг

 

 

Рядом, окружённые бетонным бардюрчиком, росли какие-то деревца, кусты бамбука, а по бардюру этому во всех направлениях шныряли разнообразные мураши - Polyrhachis australis, какие-то повсеместно встречающиеся в этом районе маленькие чёрные древесные, по виду очень похожие на лазиусов нигеров (я их гнёзда находил в свёрнутых в трубку листьях - причём сворачивали, видимо, не они сами, а селились там после гусениц), диакаммы, кампонотусы и эти вот тетрапонеры. Даже удивительно - как тут, во вполне окультуренном ландшафте, среди бетона и асфальта живёт такая куча разных мурах. И эти самые тертрапонеры целенаправленно занимались охотой на лазиусообразную мелочь! Стремительный бросок, несколько движений челюстями - и бесформенный комок готов к транспортировке. В манере обращаться с добычей тоже было что-то осиное - ни разу не видел, что б муравьи так жевали добычу - а вот осы, наши обычные веспа германика, только так с мухами и поступают. Муравьи покрупнее, наткнувшись на тетрапонер, просто сваливали от греха подальше.

Диакаммы:

 

Отследив возвращающегося с добычей муравья, обнаружил гнездо - оно располагалось в сухой ветке на высоте примерно полутора метров. Ветка не особо большая была - сантиметров 5 в диаметре, и где-то пол-метра в длину. Вход - ничем не примечательное отверстие, очень узкое - 2 муравья не разойдутся, пролазят исключительно по одиночке. С добычей покрупнее часто даже не удавалось проскочить с первого раза - в этом случае муравей разворачивался на 180 градусов и затаскивал жертву двигаясь задом наперёд - опять таки, очень напоминая роющих ос, которые гусениц так же задом наперёд затаскивают в норки. Видимо, смысл пережевывания добычи - как раз в том, что б она легче проходила в "двери".
("- Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери!
- Нет, это всё потому, что кто-то слишком много ест!")
Охотились муравьи только днём, Часов с 7-8 утра. Уже к 6 вечера, с наступлением сумерек, всякое движение прекращалось.
Жил я в Ранонге 3 дня. И каждый день в скверике этом отдыхал - располагался он как раз по дороге от рынка и гастхауза в котором я обитал до парка горячих источников и автобусной станции, так что пройти мимо было невозможно. И как-то так прикипел к этим муравьям, что прям как доктор Ватсон из анекдота с трубкой, жизни без них не представлял. За день до отъезда из Ранонга, попробовал провернуть с ними тот же фокус, что и с живущими в бамбуке понеринками - т.е. банально их вытрясти в банку. Выбегающих защитников стряхивать, а расплод и королеву выколупать, разломав ветку на кусочки поменьше (она совсем трухлявая была). На закате отломил я ветку с муравейником, начал трясти... Вот тут то и выяснилось важное отличие от понерин - они свободно бегали по стеклу и пластику, не обращая ни малейшего внимания на смазанные маслом края. Да и с ветки стрясти их было непросто. А уж жалились они... Меня многие жалили – погономирмексы и соленопсисы (в штатах), наши мирмики, понерины тайские - бывало и больнее, но ни у кого не было такого "долгоиграющего" эффекта. Возможно, конечно, дело в индивидуальной непереносимости - болезненная опухоль на предплечье держалась 3 дня. Укусы пальцев были не столь драматичны, но муравьиные жала пробивали даже подушечки пальцев на левой руке - если кто с гитарой баловался, представляют, какая шкура там нарастает.
В общем, прислонив отломанную ветку к дереву, я спешно ретировался зализывать раны. Раз муравьёв не удалось вытрясти из дома, решено было взять их дом с собой целиком. Найдя самый большой и прочный пакет и выждав часок для того, что б мураши успокоились, засунул ветку в пакет и прямо в пакете разломал её на 3 части. После чего засунул еще в один пакет и обмотал скотчем для прочности.
На следующее утро, во время поездки в славный город Бангкок, мураши прогрызли дыру и наводнили рюкзак. По счастью, прогрызть рюкзак им не хватило времени - и этим же вечером пакет с муравьями был засунут в спешно купленный прямо на бангкокской южной автостанции пластиковый контейнер. Не успевшие вернуться в пакет были аккуратно выловлены из рюкзака и помещены туда же. В этом контейнере мураши проехали Чианг Май, Пай, снова вернулись в Бангкок, и в конце концов доехали до заснеженной России.
Далее встала проблема с их размещением. Переселить их в гипсовый формикарий без потерь в живой силе с обеих сторон не представлялось возможным. Поэтому для временного (а может быть и для постоянного) проживания, небольшой аквариум был спешно склеен, засыпан гранитной крошкой, заставлен корягами и засажен растительной мелочью. Для декорации, были добавлены куски сосновой коры и ракушки с Азовского моря. Ночью фрагменты муравьиной ветки были торжественно поставлены "шалашиком" в углу.

 

А вот первые впечатления о тетрапонерах в домашних условиях:
Выяснилось, что в содержании эти муравьи очень просты. Едят почти всё - сверчков, мясо, рыбу (сёмгу), мёд, гематоген, очень уважают фрукты - особенно груши и бананы, но не отказываются и от яблок со свёклой. Мороженую сёмгу едят охотнее, чем что бы то ни было, а вот креветок как-то не очень. На орехи и семена не обращают никакого внимания. Похоже, есть какая-то система сигнализации, так как очень быстро около еды собирается большая группа. Еще одно отличие от понерин: активно пользуются трофаллаксисом, но делают это весьма своеобразно. Муравьи должны соприкоснуться нижней поверхностью головы, при этом принимающий практически ложится на бок.

Тетрапонеры и сёмга:

Тетрапонеры и гематоген:

Тетрапонеры и груши:

Тетрапонеры очень чувствительны к влажности - сбежавшие по недосмотру "разведчики" буквально через час были найдены мёртвыми на полу. Зато тетрапонеры очень прочные, и будучи случайно придавлены стеклянной крышкой аквариума, после освобождения спокойно продолжают бежать по своим делам. Как и в природе, активны только днем, а точнее, пока светло. При свете лампочки могут быть активны и ночью. Убедить же их остаться в темноте "под открытым небом" может только что-нибудь недоеденное за день. Обычно по аквариуму бегают примерно полсотни муравьёв, если постучать по веткам, на защиту выбегает еще примерно столько же.

на краю аквариума:

вид сверху:

Как уже говорил, свободно передвигаются по стеклу, но предпочитают грунт или дерево.

Часто переносят личинок и куколок из одного куска ветки в другой, причём делают это как-то менее аккуратно, чем другие муравьи - если, скажем, лазиус или мирмик несут куколку, она перехватывается примерно посередине, так, что б находилась под муравьём или прямо перед ним. Эти же из-за "низкой посадки" так куколок таскать не могут - просто хватают за голову и тащат подняв над собой. Куколки голые, затаскиваются во вход, как и крупная добыча, задом на перёд.
В аквариуме вместе с муравьями обитают раки-отшельники с Ко Сурина в количестве 10 штук, они оживляют пейзаж и ночью подъедают то, что муравьи не доели за день. Муравьи, похоже, вообще не считают их за живой объект, хотя и заглядывают к ним в ракушки с интересом.

рак-отшельник:

 

Вот так они и живут... Даже не представляю, как и в какой формикарий теперь их переселять. Буквально через день после переезда муравьи начали пробовать на прочность все деревянные предметы, сейчас аквариум засыпан опилками, особенно активно работы ведутся в толстом куске сосновой коры. А уж как они источили остатки своей ветки... Судя по количеству опилок, там уже только футляр из коры остался.

столярно-плотницкие работы:

 

Боюсь, что начни я их переселять в гипс, и если им там что не понравится - прогрызут в один момент.

 

Анисимов Роман. 2013г.